Если бы какая-то социологическая служба провела исследование во всех странах мира относительно определения самого употребляемого представителями разных народов напитка, то на одном из главных мест, а возможно, и на первом, очутился бы кофе. Большинство «кавоманів» знают, что их любимый напиток попал в Европу с востока и Африка, но на вопрос, каким образом он приобрел популярность среди европейцев, ответить могут лишь отдельные эрудиты. А состоялось это не так уж и давно, всего 320 лет тому назад, во время последней попытки Османской государства - одной из самых могучих тогдашних империй - покорить Европу.
В июле в 1683 г. сверх двухсоттысячного войска большого турецкого визира Наказания-Мустафи по приказу турецкого султана Мегмеда IV осадил столицу Австрийской империи город Вена, оборона которого состояла из 16 тысяч воинов графа Штаргемберга и 6 тысяч местных жителей. После многонедельной осады в городе начался голод и возникли эпидемии. Турецкая артиллерия повлекла многочисленные пожары. Среди віденців распространялись отчаяние и паника. Курьеры, которых время от времени отправляли за помощью, по различным причинам не доставались места назначения. А потому Штаргемберг решил направить с письмами о помощи к австрийскому императору Леопольду і и князю Лотаринзького Карлу кого-то из местных жителей, который знал бы турецкий язык и обычаи и сумел пробраться через турецкие границы. Выбор упал на одного из рядовых жителей австрийской столицы, такого себе Юрия-Франца Кульчицкого, который отвечал перечисленным критериям.
Чтобы понять важность миссии Кульчицкого, процитируем текст одного из писем, которые тот должен был передать австрийскому императору: «Высокодостойный, наймогутнїший, непобедимый Римсь кий Цисарю и королю Мадярщини и Чехии... Мы рискуем, однако надеемся, что в этот раз нам повезут больше, чем с предыдущими письмами, которые перехватил враг и один из них стрелой опять «полетел» к городу. Не можем описать, какой силой наши обороняли предместье и дома, к которым уже в первый день осады враг стал аж на 60 шагов перед мурами. Наши люди дрались очень храбро, но теперь враг со своими минами уже стоит перед мурами, а мы не имеем ни гранат, ни соответствующего оружия, ни вышколенных воинов, которых теперь нам так не хватает... Команда защитников со дня на день уменьшается. В списках, какие мы получили вчера, находим 1 902 мертвых и раненных... червінка (болезнь. - Авт.) господствует между вояками и гражданами. Где князь Лотаринзький теперь не знаем, потому что мы не достали ни одного ответа на многочисленные письма, которые к нему написали, ведь связь прервана...»
Переодевшись в турецкую одевку, Кульчицкий вместе со своим товарищем Михайловичем ночью 13 августа пробрался к османського лагерю, а днем, напевая турецкую песню (чтобы не вызывать подозрения), смело двинулся между враждебными шатрами. Лишь однажды их остановил турецкий офіцер-ага, спросив, кто они и откуда. На это изобретательный Кульчицкий решительно ответил, что он является турецким купцом и занимается снабжением провианта для армии султана, а теперь шествует за виноградом. Ага поверил переодетому віденцю и даже пригласил его вместе со спутником погреться к своему шатру. Однако наибольшая опасность караулила на Ю. Кульчицкого и его спутника там, где они на нее совсем не ожидали: в одном из придунайских сел их приняли за настоящих турков и едва не убили.
Переправившись через Дунай, 15 августа посланцы были уже на приеме у князя Карла, который сразу отписал защитникам Вены, что он готовится к битве с турками и вскоре придет с 70-ти-сячним войском на помощь. Не без приключений доставил Кульчицкий лист князя в окруженный город, чем вызывал большую радость среди гарнизона и мещан, которые с двойной энергией начали оборонять крепостные стены.
Вскоре и в самом деле войска князя Лотаринзького объединились с польской армией Яна III Собеского и пришли на помощь гарнизона и местным жителям Вены. Битва, которая состоялась 12 сентября, закончилась блестящей победой. Ю. Кульчицкий за свои заслуги перед городом был щедро вознагражден: комендант вручил ему определенную сумму денег и предоставил в собственность дом в одном из венских районов. Кроме того, 10 января в 1684 г. он был назначен личным переводчиком из турецкого языка австрийского императора и получил должность «цісарського придворного курьера» в Турции.
Кем же был и откуда происходил один из самых известных героев венских событий, которым, кстати, можем гордиться и мы, украинцы? Ведь родился Юрий Кульчицкий в около 1640 г. в небольшом западноукраинском селе Кульчици-шляхотски, что круг Самбора на Львовщине. По происхождению он был из благородного православного «руського» рода Кульчицких-шелестовичив, которые имели собственный герб «Сас». Очевидно, уже его отец под давлением разных обстоятельств перешел из православия в католицизм. Об этом свидетельствует второе имя Кульчицкого - Франц. О детских и юношеских годах венского героя почти ничего не известно. Отдельные исследователи утверждают, что еще в молодежи годы (в около 1660 г.) Юрий направился к Запорозькой Сечи, где научился турецкого языка и был за переводчика во время казацких походов на Крым. Во время одного из них он попал к турецкому плену, а спустя некоторое время оттуда его выкупили купцы из Белграда. Так в начале 70-х годов XVII ст. он очутился на переводческой работе в сербском представительстве австрийской «Ориентальной торговой компании», которая представляла интересы императора Леопольда і на Востоке. Документы свидетельствуют, что когда в 1678 г. турецкая власть обвинила купцов компании в шпионаже против султана и выселила их из Белграда, Кульчицкий, заявив о своем польском подданичестве, избежал репрессий. Тем не менее в преддверие осады турками австрийской столицы Ю. Кульчицкий уже проживал в одном из районов Вены, которая звалась Леопольдштат. С началом осады Вены турками он вступил к ополченскому отряду добровольцев под проводом капитана Амброзия Франка.
«А при чем тут кофе?» - спросит любознательный читатель. Дело в том, что благодарные віденці (согласно другой версии, это сделал сам король Ян III Собеский) позволили Кульчицкому забрать из обоза визир Наказания-Мустафи все запасы зерен кофе (около 300 мешков). Турецкий военачальник возил их с собой в большом количестве, чтобы согревать тела и души своих воинов перед битвами. Австрийцы же не умели готовить из этих неизвестных им зерен напиток, да и вообще считали недостойным употреблять их в любом виде.
Еще находясь в турецком плену, Юрий Кульчицкий наловчился к кофе, а потому в его мудрой голове возникла гениальная, как потом оказалось, мысль не только открыть первую кофейню в Вене, но и сделать кофейный напиток более употребляемым и доступным не только в Австрии, айв всей Европе. Ведь до этого времени кофе употреблялся лишь как лечебное средство и стоила очень дорого. Очевидно, еще в Турции Юрий ознакомился с технологией приготовления напитка, которую умело приспособил к вкусам европейцев, - он просто начал добавлять к кофе сахар. Так появился знаменитый кофе по-венски.
Сначала Кульчицкий разносил кофе по улицам города в горшках на таці, а впоследствии открыл в подаренном ему доме икру ню, где продавал порцию кофе по крейцеру за філіжанку. Вскоре вкусный напиток приобрел большую популярность среди віденців. Спустя некоторое время при содействии предприимчивого украинца во многих уголках города начали действовать подобные заведения, а Ю. Кульчицкий возглавил отдельный цех продавцов кофе. Его масляный портрет долгое время висел на главном месте в помещении, где они время от времени собирались для решения своих профессиональных проблем. Кроме того, на специальном штандарте венских кав'ярів была изображена сцена предоставления цісарем Леопольдом і организатору «кав'ярського движения» Кульчицкому привилегии - «лицензии» на открытие кофейни.
Ради привлекания посетителей Кульчицкий применял разные методы, в частности обслуживал своих гостей, одевшись, как свидетельствуют очевидцы, в «фантастически богатую одежду». Недаром в его кофейне можно было встретить многих представителей высших состояний города, которые долгое время не могли привыкнуть к горячительному напитку, а впрочем приходили удовлетворить свою заинтересованность лицом хозяина.
Интересно, что польские историки называют Кульчицкого поляком, австрийцы и венгры считали его сербом. В действительности же он был покатоличеним шляхтичом из Самбирщини, а следовательно - украинцем, о чем свидетельствовал и сам герой Вены в собственной книжке о своих приключениях, которая вышла печатью в 1684 г. в Вене и Зальцбурзи. Она без преувеличения стала настоящим «бестселлером», ею зачитывались много поколений благодарных австрийцев. В оригинале книжка нашего земляка имела название Wahrchafte Erzaelung, welcher Gestalt in der aengstichen turk. Belagerung etc. Durch das Feindlich Lager gedrungen, und die erste Kundschaft zuruck gebracht worden» (Wien und Saltzburg: I.B. Mayr, 1684). Выдающаяся роль Ю. Кульчицкого в событиях в 1683 г. описана также в брошюре «Жестокая осада цісарської резиденции города Вены», что вышла в 1684 г. в Гамбурге.
Кульчицкий был женат из Леопольдиной Мейер (по другим данным - Марии Уршулею), которая, очевидно, была австрийкой по происхождению. В 1683 г. она лечила своего мужчину от ран, которые он получил во время битвы с турками 12 сентября. Очевидно, они имели потомков, ведь дом-кофейня Кульчицкого перешла к кому-то из них. Умер герой Вены и основатель первой в Европе сети кофеен 20 февраля в 1694 г. от чахоток в 54-летнем возрасте. Он был похоронен с большими почестями на центральном кладбище Вены вблизи собора Святого Стефана.
Австрийцы помнят и уважают украинца, потому что именно ему благодарят славой известного на весь мир венского кофе. Еще в 1862 г. одна из венских улиц была названа в честь Юрия-Франца Кульчицкого - Kolschitzkygasse. До этого времени в Вене на улице Фаворитенштрасе существует кофейня с красноречивым названием «Grand Cafe Zwirina zum Kolschitzky», а в 1885 г. на средства местного кав'ярни ка Карла Цвирини на одном из краеугольных домов по улицы имени Ю.-Ф. Кульчицкого была установлена бронзовая скульптура работы известного скульптора Эммануила Пендля. Это одет в турецкий строй казак-галичанин во весь рост, который в левой руке держит тацю с небольшими філіжанками кофе. В ногах бронзового Кульчицкого турецкие трофеи - хоругви с полумесяцами, кривые сабли и бунчуки. Среди них вьются лавровые веточки с листками в честь подвига одного из героев победы над турками под Веной в 1683 г., который к тому же открыл для европейцев такой душистый и вкусный напиток.
Кофе по-венски (все же ли по-украински?) влечет любителей этого напитка во всех уголках мира душистой и почти «наркотической» магией, что и триста лет тому назад очаровывала віденців в знаменитой кофейне Кульчицкого.